В начале определимся с терминами. «RAW» — это формат записи выходных данных в необработанном, несжатом виде. «Jpeg» — это метод конвертации изображений с определённой степенью сжатия в пригодном для просмотра виде. Фотокамера изначально фиксирует данные фото-изображений в необработанном виде, но для удобства пользователей процессор камеры преобразовывает снимок в формат, пригодный для просмотра, обычно это «jpeg». Такая конвертация сопровождается сжатием данных, а по аналогии со звуком многие знают, что качество записи в формате «mp3» существенно ниже. Также и в фотографии, ценой уменьшения объёма изображения будет (в большей или меньшей степени) снижение качества. Прежде всего это касается динамического диапазона, детализации, плавности тональных переходов и других аспектов фотографии, о которых будет сказано ниже. В фотоделе есть такое понятие — «глубина цвета» и измеряется в «битах». У JPEG файлов она составляет 8 бит. У RAW-файлов она равняется 12 или 14 ед. 8-ми битная глубина цвета предполагает 256 оттенков. 12-ти битная — 4096 оттенков, а 14-ти битная — 16384 оттенков.

raw jpegА теперь представьте, насколько упрощаются тональные переходы в JPEG-файлах и насколько полные, постепенные, мягкие могут быть переходы в изображениях, полученных качественным преобразованием из RAW-файла. Для многих, кто занимается «любительской» фотографией вопрос «RAW» формата может быть не актуальным, но для коммерческой фотосъемки, где цена услуг определяется качеством продукта это важно. Профессиональный фотограф сознательно идет на «потерю» времени, связанную с обработкой RAW-файлов для получения качественного результата. Это касается и, свадебных фотосессий, и, к примеру, предметной фотосъемки товаров.
Впрочем, если фотографию не подвергать существенной корректировке, а это прежде всего инструменты Levels и Curves, то тональные переходы могут остаться плавными, без заметных артефактов. В случае же присутствия в кадре высоко контрастных сцен, когда матрица фотокамеры с трудом справляется с перепадом яркостей, без «агрессивного» вмешательства не обойтись. И вот здесь уже использование данных RAW-файла будет очень кстати, а по-серьезному, без него в таких случаях никак… Информация о снимке, сохраненная в памяти в полном объёме позволяет в больших пределах без отрицательных последствий изменять экспозицию кадра, контраст, цветовую гамму, как впрочем и другие параметры. Ещё один «плюс» RAW-формата — возможность в существенных пределах корректировать экспозицию кадра, неправильно выставленную при съёмке. Но, опять же, это действует до известных пределов, к примеру, осветление более чем на 2 стопа обычно сопровождается привнесением в изображение цифрового шума. Обобщая, можно отметить основные преимущества формата RAW-файла:

— более высокое качество фотографии, которое можно получить после преобразования из RAW в JPEG — это достигается с помощью соответствующего программного обеспечения на мощных компьютерах, чего не сможет сделать процессор, встроенный в фотокамеру;
— к файлу применим принцип не деструктивной обработки, т.е. всегда есть возможность вернуться к исходному снимку;

— возможность «вытащить» гораздо больше деталей в тенях и светах снимка; матрица камеры может раскрыть весь свой потенциал по широте динамического диапазона;
— широкие возможности пост-обработки изображений: корректная настройка баланса белого, возможность осветлить или затемнить изображение, исключив при этом явления пастеризации и появления нежелательных цветов. Нужно, однако помнить, что «безболезненно» для снимка экспокоррекцию можно производить только в определённых пределах (примерно до 1-1,5 EV), иначе шумы, лишний цветовой налёт или пастеризация коснуться такого снимка;
— и ещё один аспект, котором редко говорят: преимущество сохранения фотографии в формате RAW в том ,что со временем появляются новые, более совершенные алгоритмы обработки фотоизображений и в будущем ими можно будет воспользоваться для создания более качественного снимка.

И в заключении — о «ложке дёгтя «, т.е. о недостатках RAW-формата, хотя я бы лучше назвал их «неудобствами». Фото в «сыром» формате занимают гораздо больше места, их без преобразований не посмотришь на мониторе, их сложнее и дольше обрабатывать. Да, это есть… Но обработка того стоит, если Качество стоит на первом месте.

Известной фишкой в этом разделе считается фотосъемка проезжающих автомашин с включёнными фарами в тёмное время суток. Это, как говорится, «классика жанра», когда на готовом фото от машин остаются одни светящиеся линии или полосы, а от самих машин и » следа» не остаётся :-( . Достигается этот эффект с помощью установки длительной выдержки. Причём, продолжительность экспонирования кадра выбирается такой, чтобы автомобиль, да не один, а несколько, успели «проехать » через весь кадр. Оставив после себя один только светящийся луч, который будет повторять изгибы дорожной трассы. Экспозиция подбирается таким образом, чтобы был виден окружающий фон. Фотоаппарат при такой съёмке устанавливается на штатив во избежание ненужных искажений. Подбирается соответствующая композиция снимка с наличием извилистого (желательно) шоссе, передних и задних планов, ищется точка съёмки, с которой дорога видна как «на ладони» и делаются пробы. Так, методом проб, ошибок и удач находится лучший снимок.

Фотография добавить статью в каталог статей ….

Фотоколлаж онлайн создать бесплатно и без регистрации…